домой      карта сайта



















             

442173 Пензенская область, Вадинский район, с. Б-Лука, ул.Советская, д.81




Зав.Филиалом Батяева Тамара Федоровна

тел.3-36-18   ;    b-luka-2009@yandex.ru


Интересная жизнь людей села

И доживает почти век души прекрасной человек…

В рамках реализации регионального проекта «История села: люди достижения» мы, учащиеся 10 класса, с учителем русского языка и литературы Батяевой Тамарой Федоровной посетили старейшую жительницу с.Б-Лука Феофанову Анну Петровну. Встреча с этой женщиной произвела на меня большое впечатление, и я решил рассказать о ней.

Их самоотверженный труд в трудные годы отмечен многочисленными грамотами, благодарственными письмами, медалями. Они, старейшее учительство, являются живым примером, как надо трудиться, любить своё дело, служить обществу. Свой подвиг они совершали ежедневно в будничном учительском труде.

На долю этой женщины выпало родиться в первые десятилетия прошлого века. Судьба этой женщины тесно связана с историей страны: коллективизация, Великая Отечественная война, восстановление страны в послевоенные годы, полёт человека в Космос, перестройка, «лихие девяностые»…

Анна Петровна Феофанова родилась в селе Большая Лука 15 апреля 1922 года. Семья была большая, как и все крестьянские семьи того времени. Детей было восемь человек. От голода, холода, болезни умерло шестеро. Остался брат Николай Петрович и Анна Петровна. Оказались более «выносливыми». Мать и не надеялась на то, что кто-то из детей останется в живых. Валились как снопы. Тем более Анна Петровна болела в течение двух лет малярией.

Создавались колхозы… Пришлось отдать лошадь и кормилицу семьи– корову. Это было самое страшное … Дома одни дети. Правда, бабушка старенькая, полуслепая, полуглухая… Мать с отцом по всему дню в колхозе. Очень хотелось учиться. В школе училась хорошо, любила учить уроки, не смотря на то, что всегда хотелось есть. И было почему- то всегда холодно.

Годы военные, страшные… Помнит, как началась война… В магазине сразу же разобрали соль, все крупы, муку… Столько было крика! Столько отчаяния! Особенно было жутко, когда приходили в село похоронки. Брата Николая забрали на фронт, ранен был дважды, демобилизован до окончания войны. Работал в военкомате в селе Вадинск.

Вспоминает с любовью своего классного руководителя - Веру Осиповну. Добрая, отзывчивая, всегда готова прийти на помощь. Именно благодаря ей появилась мечта стать учителем. Закончила 10 классов. В то время не хватало в сельских школах учителей. И ее, как получившую аттестат с хорошими оценками, направили в качестве учителя немецкого языка в Богородскую семилетнюю школу. В те военные годы были нужны учителя, как стране солдаты… Анна Петровна стала рядовым в армии советского учительства. Нелёгкое было сражение: Каждый день видеть грустные , голодные глаза детей, слёзы женщин-матерей.

Её приезд – важное событие для односельчан, потому что ученики получили возможность овладеть иностранным языком. Трудно было убедить учеников в значимости знаний немецкого языка для жизни. Молодую учительницу, серьёзную и ответственную и в то же время, отзывчивую и весёлую, открытую для общения, полюбили не только ученики, но и вся деревня.

Вышла замуж. Вернулся с фронта брат завуча школы, офицер. Родился вскоре сын. Когда ребёнку было 4 месяца, перевели в Выбороновскую школу. А вскоре , в 1950 году, перевели в Татаролакинскую семилетнюю школу, где она проработала 20 лет. Она всегда помнила, что в её руках живые, трепетные судьбы, и старалась направить их по надёжной дороге жизни. Она учила старательно, стремилась обучить всему, что знала сама и умела сама. Не имея высшего профессионального образования, она много занималась самообразованием, проходила курсовую профессиональную переподготовку, показывала открытые уроки. Приезжали со всего района учителя-предметники. И всегда давали, по её словам , хорошую характеристику преподавательской деятельности.

Приходилось порой очень трудно. Анна Петровна вспоминает такой случай: « 40-50 годы были очень трудными. Даже опоздание на работу каралось очень сурово. За 15 минут опоздания могли уволить с работы и даже арестовать как саботажника. А у меня заболел ребёнок. Поднялась высокая температура, началась рвота. И я задержалась. Не могла его бросить одного, а оставить было не с кем … Но когда он заснул, побежала на работу. А директор школы уже сообщила об этом в РОНО. Я уже готовилась к худшему… Но позвонил заведующий отделом образования сказал, что если ребёнок болен, то пусть фельдшер подтвердит это. Фельдшер написал справку, и я находилась два дня при больном ребёнке… Прошли годы, но я так отчётливо помню это, тот страх, который мне пришлось пережить…» До 2 часов дня работали в школе, с 2 часов до 4 часов - дома, а с 4 часов в колхозе работали: молотили, сортировали зерно, выполняли другую работу… Из колхоза давали овсянку, муку… Спасало то , что у хозяйки, где я жила на квартире, была корова. Она продавала нам молоко.

Помнит, как закончилась война. Всех собрали около сельсовета и объявили о Победе. Радость со слезами на глазах!

Помнит, как 12 апреля 1961 года одна женщина, кто – то из работников школы, объявила, что в космос полетел человек. Сколько было радости и гордости за нашу страну! Потом все ждали возвращения Юрия Алексеевича Гагарина.

Анна Петровна помнит своих учеников, называя их фамилии: Корольков Петя – скромный, добродушный ученик, Зотов Саша - творческий мальчик , Ворошилов Коля так хорошо играл на баяне…

Одна из учениц Анны Петровны Маркина Нина Петровна ( Зотова), проработавшая учителем в селе Т- Лака, до сих пор с чувством любви, благодарности и уважения вспоминает свою любимую учительницу , упоминает её интеллигентность, простоту, скромность, постоянную кроткую улыбку на устах. «Всегда радушная, тихая и ясноликая, при ней такой был тихий класс, как сад без ветра. Она создавала в школе такую атмосферу добра, взаимопонимания, что будто родительский дом для нас была сельская школа. Она научила меня очень многому по немецкому языку. Эти знания очень пригодились , когда я училась в пединституте. А как мы любили уроки домоводства! Она научила нас вязать спицами красивые варежки, крючком - салфетки…»

Сын Виктор начал рисовать в школьные годы. Талант передался мальчику от отца. В школе стенгазеты выпускал, рисунки выставлялись на районной выставке. И сейчас Виктор Дмитриевич рисует пейзажи родного села, оформляет в рамки, как картины. В БДЦ с.Б-Лука была организована выставка его работ. Живопись, портреты, родная природа, представленные на выставку самодеятельным художником, привлекли внимание своей оригинальностью и разнообразием. Выставка была наглядным подтверждением художественной ценности самобытного искусства. Время, события, люди, мысли и чувства – все это заново оживает в картинах Феофанова Виктора Дмитриевича, открывая нам удивительный мир, в котором царит доброта и духовное благородство. Его картины поражают такой искренностью, проникнуты любовью к своей малой Родине.

В 1970 году Анна Петровна вернулась на свою родину в Большую Луку (болели родители). Стала вести в школе уроки домоводства. А затем работала воспитателем в пришкольном интернате. В интернате жили около ста детей из близлежащих сёл. Приходилось нелегко. Но и здесь для своих воспитанников она была не только учителем, но и второй мамой. Чтобы заслужить уважение окружающих, не обязательно совершать какой – то подвиг, достаточно добросовестно относиться к тому, что мы называем профессией. А ученики и родители это всегда ценят.

Дело учителя будет жить всегда, потому что он «сеет разумное, доброе, вечное», как это делала около 40 лет своей трудовой жизни скромная, добрая Анна Петровна Феофанова.

У Анны Петровны и сейчас, в её 92 года, ясный ум, хорошая память. В конце встречи она прочитала стихотворение и предложения на немецком языке. Бодрый дух, добродушная улыбка на лице. Смотришь и думаешь: сколько же душевной теплоты в этом светлом замечательном человеке!

Хочется пожелать ей долголетия, здоровья и благополучия!

Морозов Александр, учащийся 10 класса МБОУ СОШ с.Б-Лука



Колесова Александра Фёдоровна

Я, Колесова Александра Фёдоровна, родилась в 1936 году в селе Нагорная Лака Вадинского района. Мои родители, Колесов Фёдор Павлович и Колесова Прасковья Алексеевна, воспитали 8 человек детей. Старший с 1922 года, а младший с 1942 года. Всех нас можно разделить на две четвёрки: первая четвёрка – 3 брата и сестра –рождены в 20-е годы; вторая четвёрка – 3 брата и сестра – рождены в 30-е и 40-е годы. Когда началась война, мне было 5 лет. На войну были призваны отец и 3 брата, самый младший Алексей с 1926 года. Он прослужил в армии 7 лет, вернулся в начале 50-х годов. Брат Николай погиб. Остались мы с мамой вчетвером. Виктор был рождён в 1942 году, когда отец приходил по ранению домой. Брат Володя и я остались за старших. Мне пришлось нянчиться с младшими братьями. В 1942 году пошла в школу. Учиться мне нравилось. Училась хорошо. Даже почётные грамоты получала. Но дома дел хватало. Мама работала в колхозе, а дома хозяйство. У нас было 40 соток земли, корова. Голода мы не знали. Корм мама заготавливала вместе с братом, а потом и я помогать стала. Косить было нельзя: вся земля принадлежала колхозу. Ходили с серпом по ложбинкам. Мама небольшие вязаночки нам навяжет. Так и носили. Летом траву, а зимой хворост. Рубить деревья было нельзя, только хворост собирали. Траву не только по лощинкам жали, а ещё на вспаханных парах. Эту прополотую траву вязанками приносили и сушили дома. Я с великой благодарностью вспоминаю свою маму, Колесову Прасковью Алексеевну, которая осталась в войну одна с четверыми детьми. И мы не только не знали голода (в других семьях, я знаю, голодали), но и одеты и обуты были не хуже других. И все мы ходили в школу и получили хорошее образование. Когда отец с фронта вернулся, стало полегче. Хорошо помню День Победы. В центре нашего села стоял столб с привязанной к нему железкой. В случае пожаров, других серьёзных дел стучали железкой по столбу, собирая народ. Так народ узнал о начале войны, так узнал и о Победе. Тёплый май, солнце светит. Прозвучал набат. Все сбежались. Война кончилась. Кто смеётся, кто плачет. Митинг объявили. Из Вадинска уполномоченный приехал, стал говорить о Победе. У нас дома и радость, и слёзы. Отец и два брата вернулись, а один брат погиб. В начальные классы ходила у себя в селе, а в 4 класс пошла в школу в Большую Луку. Не знаю почему, но учиться я там стала плохо. Может быть, устала – домашних дел было много. А ещё мне было стыдно: брат Владимир учился на отлично, а я на тройки. Я даже заболела. И школу мне пришлось бросить. Целый год я не училась. А когда вернулась в школу, учиться стала хорошо и закончила школу хорошисткой. С благодарность вспоминаю своих учителей: Агеева С. М., Дружинину А. Д., Маматова Н. П., Завьялкину В. И., Медведеву А. В 1954 году окончила Большелукинскую среднюю школу. Поехала в Пензу поступать в пединститут, но не прошла по конкурсу. А учиться так хотелось. Я сейчас понимаю, что не смогла бы там учиться – не на что. Родители не смогли бы меня проучить. Старшие и младшие братья учились в разных вузах страны. Брат Владимир окончил Большелукинскую среднюю школу с серебряной медалью и поступил в Московский Государственный университет. Но братья учились и работали. Мне это было трудно. Я вернулась домой, пошла работать в колхоз, два года проработала в Ширингушах на фабрике. Но мечта стать учителем не покидала меня. Я поступила заочно в педучилище и стала работать учителем в деревне Мочалейка. Вышла замуж, перешла на работу в начальную школу деревни Тенёво. Последние годы перед пенсией и на пенсии дорабатывала в Лопатинской начальной школе. На пенсию ушла в 60 лет. Помню всех своих учеников. Вырастила двоих детей. Муж умер, когда мне было 36 лет. Дети получили хорошее образование. Старшая дочь живёт в Воронеже, у неё свой бизнес. Младший Михаил закончил Пензенский сельхозинститут и вернулся в родное Лопатино. Он работал инженером в колхозе, потом председателем колхоза «Путь к коммунизму», сейчас он Глава администрации Вадинского района. Жизнь прожита трудная, но интересная. Сейчас жизнь в деревне стала приближена к городской, в доме есть все удобства. Живи и радуйся. Только бы никогда не повторилось то, что мы пережили – не повторилась бы война.

Богатырёва Антонина Илларионовна

Богатырёва (Пирогова) Антонина Илларионовна родилась 10 мая 1944 года в селе Чернышово Земетчинского района Пензенской области. Отец, Пирогов Илларион Фёдорович, ушёл на фронт в первые дни войны. Воевать ему пришлось на Воронежском направлении. В 1943 году отец был тяжело ранен (было раздроблено колено). От их роты в живых остался только один человек и он, тяжелораненный. Спустя 45 лет, в канун праздника Победы, в 1990 году ,его вызвали в военкомат и вручили медаль «За отвагу». «Награда нашла героя» -так называлась статья в газете. Оказывается, его считали погибшим, а он попал в госпиталь. После госпиталя его комиссовали. Он вернулся домой и стал выполнять разные посильные работы. Я старшая в семье. После меня родились ещё два брата и сестра. В Чернышове окончила 7 классов и стала ходить за 5 километров в Кирилово. В 1960 году окончила среднюю школу и поступила в Пензенский Государственный педагогический институт им. В. Г. Белинского на естественно-географический факультет. Послевоенное детство было таким же, как и многих моих сверстников. Приходилось много помогать по дому. У нас был огород в 40 соток. Сажали, обрабатывали, копали картошку наравне со взрослыми. В хозяйстве была корова, овцы, гуси. Ходили на покос в лес, носили сено. Хорошо помню смерть Сталина. Все плакали, как будто умер самый близкий человек. В 1964 году я приехала на практику в Б-Лукинскую среднюю школу. Мне здесь понравилось. И в 1965 году, окончив институт, я приехала сюда вести географию. В школе я проработала более 40 лет, до 2006 года. Учась в институте, я проходила летнюю практику на Тянь-Шане. Желание путешествовать, делать открытия я постаралась передать своим ученикам. Мы ходили в походы: к истоку реки Вад, на Ширингушскую суконную фабрику, в лыжные походы. За долгие годы педагогической деятельности я выпустила немало учеников, многие из которых запомнились своим отношением к учёбе, к общественной деятельности. Таня Кузнецова, Гришин Николай, Дрожжинова Галя из первого выпуска, Нагаева Валя, Завьялкина Таня, Шакирова Женя, Бочарова Наташа, Маслов Олег, медалисты последнего выпуска: Пилипенко Олеся, Журавкова Оксана, Синельникова Юлия, Мартышина Анна, Княжева Олеся. Многие мои выпускники избрали профессию учителя. В 2004 году я была награждена Почётной грамотой Министерства образования Российской Федерации.


Сорокин Николай Павлович  
  

Сорокин Н.П. родился 5 января 1940 года. В 1957 году закончил Большелукинскую среднюю школу и стал работать учителем физкультуры в стенах родной школы. В 1952 закончил Рязанское физкультурное педагогическое училище, в 1968 год ПГПИ им. В.Г. Белинского историко - филологический факультет (заочно). "Отличник народного просвещения", "Ветеран труда", "Ветеран спорта России" и имеет награду "За доблестный труд". В данное время продолжает работать учителем физкультуры в МБОУСОШ с.Б-Лука.

Вот уже около 54 года, переступая школьный порог, Сорокин Николай Павлович отдает свою жизнь детям и спорту, не жалея сил и времени. Опытный педагог, влюбленный в свою профессию, имеющий высокий уровень культуры, отличается дисциплинированностью, высокой требовательностью к себе, к своим ученикам.

Результатом кропотливой работы, направленной на привитие любви к занятиям спортом, на воспитание у учащихся здорового образа жизни стало то, что учащиеся нашей школы являются постоянными призерами районных спортивных соревнований по легкой атлетике, баскетболу, волейболу, лыжным гонкам, тяжелой атлетике. Много раз спортсмены нашей школы, которых он тренирует, выступают в составе районной легкоатлетической команды района, которая занимала на областных Губернаторских эстафетах призовые места, его ученики.

Найти путь к каждому ребенку, создать условия для развития спортивных способностей, заложенных в каждом ученике, - кредо этого учителя.

Нет на свете профессии более важной и нужной людям, увлекательной и радостной, чем учительская профессии. Именно любовь к ней дарит Николаю Павловичу радость и удовольствие, зажигает в его душе живительный огонек.

Его труд по заслугам отмечен званием «Ветеран труда», значком «Отличник народного просвещения», медалью «За доблестный труд», Почётными Грамотами РОО, Министерства образования и науки Пензенской области, Грамотами и Благодарственными письмами Главы администрации Вадинского района. В 2007 году стал победителем регионального профессионального конкурса «Педагогический Олимп», а 2009 году - победитель Федерального и регионального конкурса на поощрение лучших учителей.

Так говорит о своей работе Николай Павлович.

Не могу я не отметить свой педагогический этап физического воспитания и спортивной работе. Спортивная работа в школе это не эпизодическая деятельность, а системный многолетний труд. 49 годами исчисляется мой педагогический стаж. Начинал работать в трудных условиях. Школа размещалась в бывшем доме купца первой гильдии КазееваС.С. Спортзала не было. Заниматься приходилось на улице, коридоре, классах. Основным видом занятий была гимнастика и акробатика, гиревой спорт и лыжная подготовка на самодельных лыжах. Основное внимание уделялось силовой подготовки. Подтягивание на перекладине, сгибание рук в упоре, упражнение на кольцах, приседания с отягощениями гирей, штангой. Общефизическая подготовка находилась на хорошем уровне. Затем наступил футбольный бум. Играла, исключительно вся школа. Футбол на снегу. Ручной мяч на утоптанной площадке. Все эти занятия давал хорошую подготовку для весеннего футбола. Ребята получали большую нагрузку и были готовы к большому футболу на поле. Равных им в районе не было. С приобретением лыж перешел на лыжную подготовку. Основное внимание уделял общефизической подготовке и овладению техникой ходов: двухшажного попеременного, одношажного одновременного и четырехшажного попеременного. Местность была пересеченной приходилось использовать все классические ходы. Свободного хода еще не было. На основе хорошей физической подготовки и отработки техники ходов на дистанции, в течении трех лет (1984-1987гг) было подготовлено 25 разрядников: 10 человек – II спортивный разряд, 15 – III спортивный разряд не считая юношеских. В середине 80-х годов учащиеся школы не проиграли не одного соревнования.

Перешли работать в новую школу. Спортзал тоже был нестандартным. Но и в этих условиях при желании можно научить детей волейболу, баскетболу, ручному мячу. Выбор пал на волейбол. Стал вести волейбольную секцию у девушек на собственном энтузиазме, за кружок не платили. В течении 2 лет не могли выиграть зональные соревнование в городе Н-Ломове. Проигрывали ломовцам. Занялись технико - тактической подготовкой. И успех пришел. Только с третьей попытки выиграли зону и попали на областные соревнования. В финале проиграли трем пензенским командам и в итоге заняли 4 место в области. Это был несомненный успех наших девушек в истории спорта Вадинского района. Поэтому районная газета «Вадинские вести» назвала их «Первые ласточки». Эти достижения на волейбольной площадке девушки нашей школе неоднократно подтверждали и в 1--- году заняли третье место на областных соревнованиях по волейболу. Всё это благодаря тому при подготовке команд я всегда ставил и ставлю 5 основных направлений:

1. Материальная база

2. Общефизическая подготовка

3. Специальная подготовка

4. Технико – тактическая подготовка

5. Индивидуальная подготовка.

Только при выполнении этих направлений можно достигнуть определенных результатов.

В годы, когда не было достаточно мячей, сеток, лыж был найден выход из положения. Есть королева спорта- легкая атлетика! Многого не нужно, главное желание и упорство. Кроссы, эстафеты, бег на разные дистанции, индивидуальные задания каждому. Так уходя на весенние каникулы каждый участник будущих соревнований получает индивидуальную карточку проведения тренировочных заданий потому, что ребята проживают в разных населенных пунктах. По приходу в школу проверяю степень подготовленности. Те, кто точно выполнил график и задания, чувствуют себя легко и уверенно ведут бег на любой дистанции. При проведении районных эстафет всегда занимаем призовые места.


Ермишова Татьяна Егоровна.


«Память, которой не будет конца…»

Я столько раз видала рукопашный,

Раз наяву. И тысячу во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Ю. Друнина.

Так писала Юлия Друнина, поэтесса XX века, прошедшая войну санитаркой. Это коротенькое четверостишие, написанное ей, стало приговором войне. Приговором, вынесенным женщиной. Женщиной, чьё предназначение созидать жизнь, а не разрушать.

Да, война – это самое страшное. Сколько жизней она уносит, сколько людей калечит, сколько слёз проливает мать за эти годы в ожидании мужа, сына, дочери. Земля стонала от взрывов и огня, она была вся пропитана кровью. Но добро побеждает зло, будь это военное или мирное время. Наши солдаты боролись за правое дело, за светлое будущее своих детей, а значит, они просто должны были победить!

Все тяготы войны на своих плечах несли не только мужчины, но и женщины, вернее сказать, девушки. Вот эти молодые девушки, которые были настоящими патриотками, которые делали своё «святое дело». «В серые солдатские шинели наряжала девушек война»,- писал А.Жаров.

Надела шинель в свои девятнадцать лет Ермишова Татьяна Егоровна.

Мой рассказ сейчас пойдёт о ней. В февральские дни мы, десятиклассники МБОУ СОШ с.Б-Лука вместе с учителем русского языка и литературы Батяевой Тамарой Федоровной, посетили ветерана войны, старейшую жительницу Большелукинской сельской администрации Ермишову Татьяну Егоровну. Встреча эта оставила на нас неизгладимое впечатление. Остался последний участник Великой Отечественной войны, последний очевидец того страшного времени, проживающий в с. Ртищево. Женщина-ветеран, которая пережила страшную войну, пережила лихие тяготы и невзгоды и дожила до Великой Победы. 24 февраля ей исполнилось 93 года.

Ермишова Татьяна Егоровна родилась 24 февраля 1922 года в селе Ртищево. Семья была крестьянская, дружная, работящая, большая (шестеро детей: четыре брата и две сестры). Детство выпало на самые трудные годы – голодные и холодные. Жили бедно, тяжело. Создавались колхозы. Отец никак не мог смириться с тем, чтобы отдать своё хозяйство (была корова, овцы) в «общий котёл». Но делать было нечего. Пришлось отвести, иначе бы он был саботажником и, хуже того, врагом народа. Долго учиться не пришлось, закончила 2 класса семилетней школы в с.Ртищево. В школу ходить было не в чем: ни одеть было нечего , ни обуть. Часто пропускала занятия, особенно зимой. Да и помогать надо было дома по хозяйству, и за младшими детьми приглядовать. На учёбу особое внимание не уделяли. А уже в 12 лет пришлось идти в колхоз работать. Так и осталась полуграмотная. Отец всегда говорил: «Научилась читать и писать, этого и хватит…». Вся работа в колхозе была вручную: вместе с женщинами серпами жали хлеб с утра до вечера, вязали снопы, стоговали, носили сено на носилках.

В 16 лет уехала в Ак-Булак Оренбургской области к тётке. Она жила не так бедно. Устроилась учиться на курсы поваров. После их окончания работала в столовой. С работой справлялась, нареканий не было. Хотя и приходилось очень трудно: с раннего утра до позднего вечера на ногах, печи, жаровни, духота. Приходилось и «горы» посуды мыть. Единственное, что радовало, - была сыта. Там и застала ее война. Когда объявили о начале войны, молодым тяжело было понять, что это такое.

В июне 1941 года, совсем молоденькая, 19 лет, пошла в военкомат, написала заявление, чтобы отправили на фронт. Просьбу удовлетворили, и получила Ермишова Татьяна военный билет - на повара. Так и прошла всю войну до победного конца в зенитной артиллерии поваром в походной кухне. И не понаслышке знает, что такое солдатские щи. В те нелёгкие голодные и страшные времена она как могла старалась накормить солдат. Очень часто под выстрелами, под бомбежками приходилось переправляться с кухней и со своей частью из одного места в другое. Кругом были одни воронки и развалины. Совсем рядом рвались снаряды.

Когда сообщили об окончании войны, все рыдали от счастья.

После войны демобилизовалась в родное село Ртищево. Мама встретила её словами: «Я верила, что ты вернешься. Я за тебя молилась день и ночь». Брат погиб на войне. Вышла замуж, родила пятерых детей. Жизнь шла своим чередом. Долгие годы работала в колхозной столовой. Помнит, как пекла хлеб в своей печи на колхоз. Надо было поставить тесто в больших емкостях на ночь. А ранним утром встать подбить, истопить печь, посадить хлеб на лопату и выпекать в печи (потом уже стала печь в формах). И где-то надо было испечь 10-15 больших караваев. А потом свое хозяйство убрать, всех детей накормить, их было много - и один другого меньше. А потом бежать варить обед и везти на поле колхозникам. А после того, как покормишь всех колхозников, идёшь вместе со всеми на полевые работы. Поздним вечером возвращаешься домой и думаешь: «Живы ли мои ребятишки? Увидишь: старшая дочь ведёт за собой всех остальных – Слава тебе, Господи. И так каждый раз».

Вспоминает Татьяна Егоровна, как коноплю в снопы вязали, в реке замачивали, потом, стоя по колено в ледяной воде, вынимали их, ставили в шиши, весной грузили на машины и везли на пенькозавод. А сколько обрабатывали сахарной свеклы, целыми днями пропадала на колхозных полях, под палящим солнцем. А по ночам стирала, шила, вязала, ткала (был свой ткацкий станок).

Долго ещё работала в колхозе после ухода на пенсию. Своих внуков вырастила, правнуков, да и с соседними ребятишками немало понянчилась.

Награждена медалью «За победу над Германией» и юбилейными медалями.

За работу получала благодарности, ценные подарки, награждалась Почётными Грамотами.

Очень много выдержала на своих плечах эта женщина. Прошла сквозь ад и осталась Человеком. Смотришь на неё, и на тебя веет добротой, теплотой… Сколько же душевной красоты в этом человеке!

Провожая нас, Татьяна Егоровна пожелала нам здоровья и мирного голубого неба над головой. Так и сказала: «Детки мои, только б не было войны…».

Да, слушая и читая рассказы о войне, видя воочию участников войны, понимаешь значимость этих слов.

70 лет прошло с тех пор, как закончилась эта Великая война. Мы, поколение людей XXI века, не знаем ужасов войны. Но забывать о тех, кто их пережил, мы не вправе.

Мы должны помнить бессмертный подвиг наших прадедов. Сохранить мир на земле, не допустить новой войны – вот наша задача, лучшее, что мы можем совершить в память о тех, кто сложил свои головы на полях сражения.

Итяксова Юлия, ученица 10 класса МБОУ СОШ с.Б-Лука

Батяева Т.Ф.: «Все дальше в прошлое уходят героические и трагические годы Великой Отечественной войны, все меньше и меньше остается в живых свидетелей тех страшных событий. Уходят в небытие труженики тыла. Редеет поколение людей, чьё детство было опалённое войной. И тем дороже для нас их воспоминания. Остается память, которой не будет конца...

И наше молодое подрастающее поколение должны помнить и гордиться подвигом нашего народа, подвигом своих земляков, близких. Хранить уважение к стойкости, мужеству, беззаветной любви к своему Отечеству и передавать это следующим поколениям. Чтобы любовь к Родине всегда была образцом нравственности и патриотизма, а День Великой Победы – святым и объединяющим праздником.

Пусть не будет войны никогда!

Пусть спокойные спят города.

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над моей головой!

Ни один пусть не рвётся снаряд,

Ни один не строчит автомат.

Пусть оглашают наши леса

Только птиц и детей голоса.

И пусть мирно проходят года,

Пусть не будет войны никогда!»



НОВОСТИ · Задать вопрос · Карта сайта · Контакты
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS