домой      карта сайта



















             

442173 Пензенская область, Вадинский район, с. Б-Лука, ул.Советская, д.81




Зав.Филиалом Батяева Тамара Федоровна

тел.3-36-18   ;    b-luka-2009@yandex.ru


Проект "Обучение через предпринимательство"

ПРОЕКТ «ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО»

Компоненты проекта «Обучение через предпринимательство:

- разработка школьниками проектов совместно с компаниями-менторами;

- проведение Уроков Жизни;

- организация работы школы по модели сетевого взаимодействия «Школа – учреждение профессионального образования».

Этапы работы школы по реализации регионального проекта

«Обучение через предпринимательство»

I. Разработка школьниками проектов совместно с компаниями-менторами

1. Определение направлений долгосрочной совместной работы школы и других заинтересованных сторон

Приступая к работе над проектом «Обучение через предпринимательство» необходимо учитывать социально-экономические условия развития региона и конкретного местного социума.

Команде участников реализации проекта следует определить наиболее значимые для конкретного населённого пункта, образовательного учреждения проблемы, и с учётом указанных приоритетных отраслей экономики региона определить направления долгосрочной работы по проекту «Обучение через предпринимательство», принимая во внимание наличие потенциальных внешних партнёров (менторов).

2. Стратегия деятельности по установлению взаимодействия с компанией–ментором

Прежде чем приступить к работе над проектом, необходимо среди предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории вашего города (села) выбрать компанию-ментора и провести с руководством компании переговоры о содействии в реализации проекта.

Для организации сотрудничества с компаниями-менторами (наставниками), расположенными на территории муниципального образования целесообразно провести мониторинг социально-экономической ситуации конкретного населённого пункта, возможностей и перспектив участия компаний-менторов в сетевом взаимодействии и оказании различных видов поддержки образовательного учреждения.

При определении потенциальных компаний-менторов можно использовать сведения, полученные во время промышленных экскурсий при участии школьников в проекте «ПромТур».

Проведение рабочих совещаний, деловых встреч, круглых столов позволит оформить деловые отношения с предприятиями и организациями-менторами (наставниками), заключить с ними двусторонние соглашения о сотрудничестве.

3. Роль компании–ментора

Школы, реализующие проект, не должны предполагать, что их ученики будут проходить в компаниях какую-либо производственную практику. При этом очень важно, чтобы компания-ментор отнеслась к своей задаче серьёзно и ответственно и уделила школьникам время, дав им почувствовать, что выполняемая ими работа важна.

Посещение компании рекомендуется проводить два-три раза в месяц. Для взаимодействия с группой школьников компания-ментор выделяет специального человека, который будет выполнять функции наставника учащихся по проекту «Обучение через предпринимательство». Функции контактного лица состоят в том, чтобы проводить (по согласованию) встречи с участниками проекта и отвечать на возникающие у них вопросы по отдельным аспектам деятельности компании-ментора, либо помогать им установить контакт с компетентным в этой сфере работником компании.

В обязанности контактного лица не входит определение задач и составление плана посещения. Сами школьники отвечают за то, чтобы договориться о времени посещения и объяснить, в чём состоит цель их проекта и к каким материалам и информации им необходимо получить доступ. Контактное лицо дает ответы на подготовленные ребятами вопросы и рассказывает им о бизнесе, которым занимается компания.

В основе обучения через предпринимательство лежит разработка группами учащихся серии проектов, применяя проектные методы. Каждый из учащихся, входя в состав группы, за время участия в реализации проекта «Обучение через предпринимательство» разрабатывает не менее 3-4 проектов.

4. Алгоритм выстраивания работы по проекту «Обучение через предпринимательство» (первый этап – установление взаимодействия с компаниями-менторами и разработка учащимися 1 проекта)

1. Сформировать рабочие команды учителей, которые будут выступать фасилитаторами (руководителями) групп учащихся, реализующих проект «Обучение через предпринимательство».

В качестве учителя-фасилитатора могут выступать педагоги, обладающие необходимыми компетенциями и имеющие мотивацию к такого рода деятельности. Компетентного учителя отличают профессионализм; глубокое знание предмета, эрудиция; умение поддерживать учеников в их познании и обучении; способность и стремление к саморазвитию; предприимчивость; развитые социальные навыки сотрудничества с коллегами, учениками, социумом.

Проект «Обучение через предпринимательство» строится на принципах практикоориентированного образования, предполагающего реализацию образовательной программы всех предметов школьного курса на примерах компании-ментора, организацию тренингов с учениками, направленных на совместный поиск путей реализации разрабатываемых учащимися проектов.

2. Сформировать группы учащихся.

Под руководством учителя класс разбивается на группы из двух-четырёх человек, каждая из которых будет прикреплена к отдельной компании-ментору (или группе компаний) с определённым направлением деятельности. Принципы деления на группы могут быть различны. Группы могут быть сформированы как по интересам учащихся (фактор личной дружбы, совместные занятия, интерес к отдельным учебным предметам, хобби и др.), так и по территориальному принципу (место проживания учащихся, входящих в группу).

Учитель-фасилитатор объясняет учащимся, что результатом работы каждой из групп будет разработанный ею конкретный, практико-ориентированный проект и что при работе над проектом школьники будут вступать во взаимодействие друг с другом, с компаниями-менторами, с учителями школы, родителями, социумом.

3. Разработать тематику проектов и определить, какие предметы и как именно будут задействованы в работе.

На первом году (1 и 2 проекты) ученические проекты носят описательный и аналитический характер. На втором году (3 и 4 проекты) характер проектов аналитический и практико-ориентированный.

При работе над первым проектом перед учащимися стоят следующие задачи: познакомится с этапами работы над проектом; собрать полный материал о компании менторе и определить возможную тематику будущих проектов.

Хорошим началом проектной работы служит совместное обсуждение в режиме «мозговой атаки», в ходе которой ученики под руководством учителя-фасилитатора разрабатывают серию вопросов для исследования. Важно, чтобы несколько групп учащихся выбрали одинаковую (схожую) тему будущего проекта. Это позволит в дальнейшем сопоставить полученные группами результаты, выводы.

4. Сформулировать проектные задания совместно с компаниями-менторами.

Для того чтобы цели проекта были как можно ближе к реальности, их целесообразно формулировать совместно с компанией-ментором.

Учитель-фасилитатор должен понимать, что ознакомление с деятельностью компании-ментора выступает средством «погружения» учащихся в реальную жизнь, а главной целью работы над проектом «Обучение через предпринимательство» является социализация школьников. Под руководством учителя ребята учатся видеть проблемы, существующие в реальной жизни, находить пути и способы их решения, используя для этого знания, получаемые в процессе школьного обучения.

Опыт школ Пензенской области показывает, что многие компании-менторы получили для себя полезные сведения из работ, выполненных учащимися. У участвующих в проекте школьников повысилась самостоятельность в принятии решений, мотивация к обучению, осознанию важности освоения знаний.

5. Организовать работу над проектами.

6. Провести представление результатов (письменный отчёт, устное выступление) с участием представителей компании-ментора.

Готовясь к посещению компании-ментора, ребята намечают вопросы и направления, информацию по которым они планируют получить в ходе встречи, и согласовывают программу визита с контактным лицом. После каждого посещения компании-ментора и изучения соответствующей литературы школьники пишут отчет о выполнении поставленных задач.

Работа по проекту представляется в виде презентационного выступления, письменного отчета, оформленной презентации. Копия этого отчета должна быть обязательно передана компании-ментору.

Презентация (защита) проектов проводится по итогам работы над каждым проектом – дважды в течение учебного года: в конце первого полугодия (в декабре-январе) и в конце второго полугодия (в апреле-мае) на школьных и муниципальных конференциях. К участию в конференциях обязательно приглашаются представители компаний-менторов, родители, учащиеся школы и жители микрорайона.

Обязательным компонентом каждого из проектов является перечень перспективных тем следующих проектов, которые могут быть разработаны учащимися совместно с компаниями-менторами.

Примерные компоненты первого и второго проектов:

1. Формальные сведения о компании (название, юридический адрес, правовой статус, руководитель, контактная информация).

2. Миссия компании.

3. Возникновение компании и история её развития в динамике (анализ причин возникновения компании такого профиля; механизм открытия компании; выбор организационно-правовой формы; динамика развития компании – расширение объема и спектра производства, рост численности персонала).

4. Описание процесса производства продукции (оказания услуг), включая описание технологии и цикла производства.

5. Характеристика персонала (актива) компании.

6. Структура управления компанией (может быть представлена в виде схемы).

7. Направления деятельности компании, участие в различных программах.

8. Продукция (услуги) компании. Динамика спроса на продукцию (услуги).

9. Партнёры компании, поставщики сырья и потребители товаров (услуг).

10. Конкуренты компании.

11. Факторы успеха компании, индикаторы достижения целей (конкретные показатели).

12. Благотворительная деятельность компании. Участие в региональных мероприятиях, конкурсах.

13. Предметные области, знания из которых необходимы для организации деятельности компании-ментора.

14. Важные для местного сообщества проблемы, решение которых предполагает участие компании-ментора.

15. Перспективные темы проектов, которые могут быть разработаны учащимися совместно с компаниями-менторами.

16. Педагоги, представители социума, с которыми необходимо будет вступать в контакт при работе над проектом.

17. Возможность использования на уроках полученной учащимися в ходе работы над проектом информации, методов, приёмов.

Работа над проектами второго года

В течение первого года работы над проектом «Обучение через предпринимательство» учащиеся разрабатывают проекты ознакомительного характера, при работе над которыми они учатся определять проблемы в деятельности компании-ментора. Проекты второго года ориентированы на выстраивание механизма решения какой-либо из этих проблем (третий проект) и разработки бизнес-плана по его осуществлению (четвёртый проект).

Возможная проблематика проектов второго года (3-4-й проекты)

l Кадровое обеспечение деятельности.

l Технологические процессы.

l Экологическая, природоохранная деятельность.

l Ресурсосбережение.

l Реклама.

l Расширение (развитие) производства

l Логистика.

l Маркетинг.

Примерные компоненты третьего и четвёртого проектов

Проекты второго года (третий и четвёртый проекты) разрабатываются по одной проблеме. При этом третий проект содержит материалы, представляющие предложенный ребятами вариант решения данной проблемы и обосновывающие оптимальность данного варианта, а четвёртый представляет подробный бизнес-план по осуществлению предложенного варианта.

Содержание третьего проекта:

1. Анализ деятельности компании-ментора.

В разделе содержатся в обобщённом виде аналитические материалы о деятельности компании-ментора, подготовленные школьниками на основе первого и второго проектов (проекты первого года).

2. Постановка и обоснование проблемы.

Обоснование проблемы, на решение которой направлен проект, должно быть непосредственно увязано с выводами, полученными в результате ознакомления с деятельностью компании-ментора и представленными в предыдущем разделе.

3. Цель, задачи проекта.

4. Предлагаемый вариант решения проблемы.

Проект должен содержать не только подробное описание предлагаемого варианта, но и анализ альтернативных вариантов решения проблемы и обоснование выбора собственного варианта. В раздел следует включить анализ возможных угроз и рисков, перспектив применения предложенного варианта решения проблемы, применяя, например, метод SWOT-анализа.

5. Сроки.

6. Результат.

Содержание четвёртого проекта:

1. Проблема.

2. Цель, задачи проекта.

3. Вариант решения проблемы.

Первые три раздела четвёртого проекта содержат в сжатом виде материалы, представленные в третьем проекте.

4. Бизнес-план.

5. Ресурсы (финансовые, материальные, кадровые, информационные и др.).

6. Сроки.

7. Результат.

8. Эффективность реализации проекта.

Обязательные компоненты третьего и четвёртого проектов:

1. Предметные области, знания из которых необходимы для организации деятельности компании-ментора

2. Педагоги, представители социума, с которыми необходимо будет вступать в контакт при работе над проектом

3. Возможность использования на уроках полученной учащимися в ходе работы над проектом информации, методов, приёмов

Работа в течение третьего и последующих лет

В течение второго года участия в проекте «Обучение через предпринимательство» школьники разрабатывают совместно с компанией-ментором бизнес-проект, что позволяет им на третьем году участия в проекте начать разработку собственных бизнес-проектов по созданию своего дела.

Эффективность участия школьников в проекте «Обучение через предпринимательство» наряду с другими показателями (реализация предложенных учащимися идей, проектов компаниями-менторами, развитие коммуникативных навыков у школьников, содействие профессиональной ориентации и т.д.) определяется ростом их интереса к предпринимательской деятельности, карьерному росту, максимальной реализации своих способностей. Этот интерес соотносится с потребностями региона в развитии малого предпринимательства и привлечения к этому процессу учащейся молодёжи.

II. Проведение Уроков Жизни

Отдельными направлениями проекта «Обучение через предпринимательство» выступает проведение Уроков Жизни, включающих изучение метапредметного курса «Полезные навыки» и курса предпрофильной и профильной подготовки «Основы предпринимательства».

Курс «Полезные навыки» имеет модульную структуру. Все модули структурированы по 6 направлениям: ведение домашнего хозяйства; приусадебное хозяйство; техника и технологии; здоровье и безопасный образ жизни; познай себя; культурный досуг.

На каждой ступени обучения должны быть реализованы модули из всех 6 направлений. Определение набора модулей, количества часов по каждому из модулей, их очередности относятся к компетенции участников образовательного процесса.

Все модули объединяют единые цели и задачи, что обеспечивает единую методическую основу курса. Курс «Полезные навыки» представляет собой набор модулей, каждый из которых рассчитан на 6, 8, 9, 12 или 17 (18) часов. Структура курса формируется участниками образовательного процесса из рекомендованного для каждой ступени обучения перечня модулей, чтобы в общей сложности объём курса для каждой параллели составил 35 часов.

Занятия по курсу проводятся в интерактивных практико-ориентированных формах (практикумы, тренинги, деловые игры, разработка и защита проектов, экскурсии на предприятия, лабораторные занятия и другие).

Изучение курса не предусматривает балльного оценивания.

В учебный план школ включаются курсы профильной направленности, содействующие воспитанию социальной ответственности и компетентности, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовке к сознательному выбору профессии: предпрофильный курс «Основы предпринимательства» (9 класс; авт. Т.И. Ремонтова), предпрофильный курс «Основы местного самоуправления» (9 класс; авт. Е.А. Прохорова); курс «Основы предпринимательства» (10-11 класс; авт. Т.И. Ремонтова) и другие.

III. Участие в модели сетевого взаимодействия «Школа – учреждение профессионального образования» с получением профессии.

Инновационная модель «Школа – учреждение профессионального образования»» предусматривает организацию профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных учреждений на базе учреждений профессионального образования с выдачей соответствующих документов (свидетельство об уровне квалификации). Это обеспечивается посредством заключения соглашений (договоров) учреждений общего и профессионального образования, интеграции учебных планов и программ.

Школьники получают возможность пройти профессиональную подготовку по востребованным в регионе рабочим профессиям с получением соответствующего документа.

В целях обеспечения реализации модели сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений с учреждениями профессионального образования Министерством образования Пензенской области ежегодно утверждается список участников – учреждений общего и профессионального образования, а также перечень наименований профессий, подготовка по которым осуществляется данными образовательными учреждениями. Данным образовательным учреждениям присваивается статус региональных экспериментальных площадок Министерства образования Пензенской области.


Реализация проекта в школе


МЕРОПРИЯТИЯ
В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

«ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО»

МБОУ СОШ с.Б-Лука

на 2014-15 уч.г.

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Изучение в рамках школьной программы предметов, связанных с предпринимательской деятельностью: «Основы предпринимательства», «Основы выбора профиля обучения»

В течении учебного года

Учителя

Проведение Недели предпринимательства

· уроки предпринимательства;

· классные часы «Роль предпринимательства в современном обществе»;

· мастер-классы – встречи с успешными предпринимателями (диалоги о возможностях предпринимательской деятельности, консультирование);

· практикумы («Как составить бизнес-план», «Как принимается управленческое решение» «Анализ предпринимательской деятельности» и др.);

· олимпиады по основам предпринимательства и др.

Сентябрь – октябрь.

Классные руководители

Формирование инициативной группы из числа педагогов и учащихся, работающих над проектом «Обучение через предпринимательство»

Сентябрь

Координатор проекта «Обучение через предпринимательство»

Определение компаний – менторов

Октябрь

Инициативная рабочая группа
Классные руководители

Заключение договоров с компаниями-менторами

Октябрь

Инициативная рабочая группа

Профориентационная работа:
1-4 кл. – знакомство с профессией родителей, беседы, рассказы о профессиях, встречи.

6-7 кл. – конкурсы сочинений о профессиях, встречи, экскурсии, презентации.
8-9 кл. - экскурсии на предприятия, промышленный туризм

В течении учебного года

Инициативная рабочая группа
Классные руководители

Разработка тематики проектов, составление проектных заданий совместно с компаниями-менторами

Октябрь

Инициативная рабочая группа
Классные руководители

Организация работы над проектами

Октябрь, ноябрь

Инициативная рабочая группа
Классные руководители

Определение цели, задачи реализации проектов

Октябрь

Инициативная рабочая группа
Классные руководители

Подготовка всех сведений для описания проектов

Ноябрь

Инициативная рабочая группа
Классные руководители

Осуществление перехода к описанию проектов

Октябрь - ноябрь

Инициативная рабочая группа
Классные руководители

Презентация проектов с участием представителей компании-менторов

Май

Инициативная рабочая группа
Классные руководители Представители компаний-менторов

Мониторинг реализации проектов

Май

Координатор проекта «Обучение через предпринимательство»

Информационное сопровождение в СМИ о реализации проекта «Обучение через предпринимательство»

В течении учебного года

Координатор проекта «Обучение через предпринимательство»

Директор школы: Т.Ф. Батяева




НОВОСТИ · Задать вопрос · Карта сайта · Контакты
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS