домой      карта сайта



















             

442173 Пензенская область, Вадинский район, с. Б-Лука, ул.Советская, д.81




Зав.Филиалом Батяева Тамара Федоровна

тел.3-36-18   ;    b-luka-2009@yandex.ru


Проект "PROчтение"


ВОСПИТЫВАЕМ ЧИТАТЕЛЯ

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК

В Пензе стартовал проект «PROчтение»

«PROчтение» - это новый региональный проект, который призван вернуть россиянам славу самой читающей нации хотя бы в пределах одной губернии. Ставка при этом делается на семейное чтение. Презентация проекта прошла накануне в новом корпусе Лермонтовской библиотеки.

Главные цели проекта «PROчтение» - объединить отцов и детей, возродив почти забытые сегодня традиции семейного чтения.

«Объединить вокруг книги - это главная задача. Нужно вернуть книгу в жизнь каждого субъекта воспитания, чтобы эта книга была значима для ребенка, он находил в ней ответы на возникающие вопросы, чтобы книга была совместным досугом семьи, чтобы семья, читая какую-то книгу вечером перед сном, открывала новые семейные ценности», - сказал главный специалист-эксперт министерства образования Пензенской области Виталий Дятлов.

Проект «PROчтение» - это выставка книг и детского рисунка по произведениям Лермонтова, а также благотворительная акция «Книга в дар». В масштабной акции были задействованы 500 человек - сотрудники сфер культуры и образования, педагоги и библиотекари, студенты.

Почетным гостем презентации стал губернатор Василий Бочкарев, который признался, что его удручают данные соцопроса, посвященного семейному чтению. Как выяснилось, лишь 15 процентов мам и всего 8 процентов пап читают своим детям книги.

«Отец или мать, купив компьютер и другое «железо», считают, что выполнили свои обязанности, поэтому в сочинениях и пишем, что Герасим ел за четверых, а работал за одного», - возмутился губернатор Пензенской области Василий Бочкарев.

На то, чтобы Россия вернула себе былую славу самой читающей державы, и направлен этот проект. Схожую цель преследовал и губернаторский конкурс «С чего начинается Родина» - его победители и призеры получили заслуженные награды.

«PROчтение» должно вернуть любовь к книге. Проект включает в себя целый ряд мероприятий и акций, которые уже реализуются на территории области.

Раздел 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

1.1. Наименование проекта

PRОчтение

1.2.

Подразделения, организации, вовлеченные в проект

· Отдел образования администрации Вадинского района

· Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Б-Лука

· Школьная библиотека

· Сельская библиотека

1.3. Руководитель

проекта,

координатор

проекта,

исполнители

(члены

школьного проектного офиса)

Руководитель проекта:

Ячменева Ирина Владимировна

Координаторы проекта: Гордеева Татьяна Николаевна

Исполнители:

Каледина Наталья Александровна, учитель начальных классов (2,4 кл.)

Гордеева Татьяна Николаевна, классный руководитель 5 класса

Кукушкина Валентина Павловна, классный руководитель 6, 11 классов

Арзамасцева Нина Петровна, классный руководитель 7 класса

Комарова Наталья Анатольевна, классный руководитель 7 класса

Шамонова Наталья Петровна, классный руководитель 10 класса

1.4. Сроки и этапы реализации проекта

Декабрь 2014 - декабрь 2017 гг.

Раздел 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

2.1. Основания для инициации проекта

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3;

- Стратегия национальной государственной политики РФ на период до 2025 г. (Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»);

- Указ Президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации Года литературы» от 13.06.2014 № 426;

Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего (полного) общего образования (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, от 17.12.2010 № 1897 и от 17.05.2012 № 413 соответственно);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013, № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р);

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);

- О проведении в 2014 году в Пензенской области Года культуры (распоряжение Правительства Пензенской области от 31.12.2013 № 715-рП)

Национальная программа поддержки и развития чтения в России на 2007-2020 гг., утвержденная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Российским книжным союзом 24.11.2006 г.

2.2. Актуальность

Проблема чтения осознаётся в современном мире как общенациональная и государственная.

Тенденция падения интереса к чтению в России - тревожное явление для страны, в которой чтение всегда было занятием исключительно значимым.

Современная ситуация характеризуется как системный кризис читательской культуры:

- увеличивается доля россиян, вообще не читающих или читающих лишь от случая к случаю;

- утрачиваются традиции семейного чтения,

- снижается интерес населения к печатной прессе,

- растет невзыскательность вкуса и предпочтений в области чтения,

- ухудшается владение родным языком (родная речь становится все более примитивной; в молодежной, профессиональной и деловой средах нарастает использование англоязычных слов, заменяющих в ряде случаев даже устоявшиеся русскоязычные аналоги),

- снижается уровень грамотности населения (по результатам международных исследований функциональной грамотности PISA функционально неграмотны свыше 10% российских школьников, в странах-лидерах этот показатель не более 1%);

возрастает сугубо развлекательная составляющая чтения, снижаются до минимума затраты интеллектуальных усилий при чтении;

распространяется мнение о том, что роль книги, библиотек в обществе уменьшается, они будут вытеснены Интернетом.

По результатам анкетирования учащихся 5-8-х классов школ г. Пензы свыше 50% опрошенных смотрят на книгу как на источник развлечения и удовольствия; энциклопедические книги читают 3,6% опрошенных, а документальную литературу читают 0%.

Этим объясняется необходимость создания в образовательных организациях области читательской среды, способствующей формированию читательских интересов, потребности в чтении, и вовлечение в процесс чтения семьи.

2.3. Цель

Повышение уровня читательской компетентности школьников, рост читательской активности детей и взрослого населения региона.

2.4. Задачи

1. На основе стандартов оценки качества чтения PISA и других международных и российских исследований разработать критерии оценки читательской компетентности, функциональной грамотности и читательской активности школьников и провести мониторинг динамики этих показателей у обучающихся общеобразовательных организаций Пензенской области.

2. Провести анализ работы школьных библиотек по формированию читательской компетентности и читательской активности в условиях реализации ФГОС НОО и перехода на ФГОС ООО и создать региональную программу поддержки школьных библиотек и библиотекарей.

3. Разработать программы семейного и досугового чтения.

4. Провести региональные мероприятия, направленные на пропаганду чтения, поддержку и развитие читательской компетентности.

5. Обеспечить информационное и научно-методическое сопровождение проекта.

2.5. Содержание проекта

В рамках межведомственного взаимодействия:

Муниципальное бюджетное обшеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Б-Лука:

- Организовать проведение мониторинга деятельности школьных и сельских библиотек и создать программу поддержки и развития школьных библиотек как ключевого компонента формирования читательской среды в образовательной организации.

- Инициировать проведение:

1. Областных мероприятий и акций, направленных на поддержку и развитие чтения:

• Областной педагогический совет «Как воспитать у ребенке любовь к чтению»,

• Областной марафон родительских собраний «Читаю! родители - читающий ребенок»,

• Флеш-моб «Почитаем перед сном»,

• «Час семейного чтения»,

• Развивающие часы чтения «Сказка по четвергам»,

• Буккроссинг «Прочитай - оставь другому!»,

• Стихокроссинг «Пусть стихи расскажут обо мне»,

• Областной марафон-эстафета «50 книг, прочитанных вместе родителями»

• «Книга месяца: читаем и обсуждаем - вместе»,

2. Областных конкурсов.

• Конкурс проектов «Читающая школа»,

• «СемьЯ и книга» (Самая читающая семья),

• «Моя любимая сказка» (конкурс детского рисунка дошкольников и младших школьников),

• «Лучший читатель класса»,

• «Самый читающий класс»,

• Конкурс буктрейлеров (слайд-фильмы, видеоролики т.д.) «Книги, объединяющие поколения»,

• Областные конкурсы исполнителей поэтических произведений по актуальной тематике.

МБОУ СОШ с.Б-Лука:

- Разработать критерии оценки читательской грамотности и уровень читательской компетентности и методические рекомендации по использованию.

- Осуществлять мониторинг читательской компетентности читательской активности школьников (база мониторинга - сельских школ).

- Организовать проведение конкурсов:

• проектов «Читающая школа»,

• детского рисунка для дошкольников и младших школьников «Моя любимая сказка»,

• «Лучший читатель класса»,

• «Самый читающий класс»,

• исполнителей поэтических произведений актуальной тематике.

- Разработать методические рекомендации к проведению облает мероприятий и акций:

• Флеш-моб «Почитаем перед сном»,

• «Час семейного чтения»,

• Областной марафон-эстафета «50 книг, прочитанных вместе с родителями»,

• «Книга месяца: читаем и обсуждаем - вместе».

- Организовать проведение школьных литературно-педагогических чтений.

- Подготовить и провести школьный педагогический совет «Как воспитать у ребенка любовь к чтению?».

- Подготовить учебно-методическое пособие «Стратегии чтения художественных текстов».

Разработать методические рекомендации по организации деятельности клуба «Книголюбы» в ДОО (для детей, родителей и педагогов).

- Разработать обновленные программы элективных курсов и методических пособий к ним, направленных на развитие читательской компетенции:

• «Школа рационального чтения»,

• «Учимся работать с учебным и научным текстом»,

• «Смысловое чтение»,

• «Литературное наследие Пензенского края дошкольникам».

- Разработать программу «Формирование читательской среды в школе».

Разработать курс лекций для школьников «Современные стратегии чтения и понимания текста».

Реализовать проекты:

• «Вкусное чтение» (информационно-просветительский социальный проект - Общество юных любителей книги),

• «Мобильное чтение» (выездные мероприятия по продвижению чтения в школах района).

Школьной и сельской библиотеке:

- Разработать и внедрить библиотечную программу организации семейного чтения «Читаем с мамой, читаем сами».

- Провести цикл вечеров семейного чтения «Золотая книжная полка».

- Организовать проведение:

• конкурса буктрейлеров (слайд-фильмы, видеоролики и т.д.) «Книги, объединяющие поколения»,

• конкурса библиотечных программ «Лето с книгой».

- Разработать методические рекомендации для школьных библиотек по проведению акций «Семейный читательский формуляр».

- разаработать программу «Лето с книгой».

- Организовать и провести:

• «Большой Книжный Фейерверк» - фестиваль книг для детей и юношества,

• «Добрый мир любимых книг» - фестиваль детской книги,

• «Вечная мудрость сказок» - Неделя национальной литературы народов Поволжья,

- Организовать проведение круглых столов и диспутов о роли книги в жизни человека, семьи, социума.

- Организовать проведение конкурса «СемьЯ и книга» (Самая читающая семья).

Разработать методические рекомендации по проведению школьных акций:

• Буккроссинг «Прочитай - оставь другому!»,

• Стихокроссинг «Пусть стихи расскажут обо мне».

-Создание буклетов по актуальным проблемам организации семейного чтения.

МБОУ СОШ с.Б-Лука:

- Разработать школьные проекты поддержки и развития чтения «Читающая школа».

- Спланировать проведение Дней общения в школьной библиотеке «Я с книгой открываю мир» (в дни школьных каникул).

- Организовать презентацию детских книг для родителей «Книги моей домашней библиотеки».

- Разработать программу летних чтений «Каникулы с библиотекой».

- Участвовать в областных мероприятиях, направленных на поддержку и развитие чтения.

- Создать на сайте школы Web-страничку «Воспитываем читателя».

- Создать программы семейного и досугового чтения:

• Часы родительской грамотности в образовательных организациях («Как и что читать детям!», «Создание духовного климата семьи, способствующего формированию ребёнка-читателя», «Читающие родители - читающий ребёнок» и пр.),

• Материнский всеобуч «Книга в руках мамы» в рамках социально-культурного проекта по реализации Указа президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012/2017 гг.».

- Подготовить и провести мастер-классы «Читать вместе с папой - это классно!»

- Организовать и развивать деятельность клубов семейного чтения в образовательных организациях и библиотеках области («Живой родник», «Книголюбы», «Книгочеи», клуб-театр семейного чтения «Вместе в мире книг» и пр.).

2.6. Результаты проекта

Показателями эффективности проекта являются:

• позитивная динамика численности обучающихся,

• проявляющих интерес к чтению;

• позитивная динамика читательской компетентности школьников;

• повышение уровня функциональной грамотности школьников до 98% (уровень развитых и активно развивающихся стран);

• привлечение к семейному чтению не менее 30% семей обучающихся организаций общего образования (дошкольного, начального, основного и среднего общего образования) к концу 2015 года; не менее 50% семей - к концу 2017 года;

• увеличение числа участников эффективных мероприятий по популяризации чтения и повышению уровня читательской компетентности (конкурсов, акций и др.) не менее чем на 10% ежегодно;

• разработка программ семейного и досугового чтения не менее70% образовательных организаций к концу 2015 года; 100% — к концу 2017 года;

• создание страничек «Воспитываем читателя» на сайтах 100% образовательных организаций;

• включение в дополнительные профессиональные программы (программы повышения квалификации) 100% категорий работников системы образования спецкурса «Как воспитать у ребенка любовь к чтению».

2.7. Критерий успеха проекта (планируемые показатели эффективности)

Достижение уровня читательской компетентности и функциональной грамотности школьников, сопоставимого с развитыми и активно развивающимися странами.

Возрождение традиций семейного чтения в не менее чем 50% семей обучающихся организаций общего образования.

2.8. Риски

реализации

проекта

• Социальные риски:

- низкий интерес населения к чтению, низкая читательская активность и отсутствие у большинства населения сформированной культуры чтения и читательского вкуса;

- распространение в обществе худших образцов Интернет-культуры (общение в социальных сетях, игры, развлечения и др.).

• Организационные риски - недостаточная готовность работников образовательных организаций и учреждений культуры.

2.9. Взаимосвязь с другими проектами

Проект связан с региональными проектами «Малая Родина», «Современная начальная школа: шесть шагов навстречу» и другими.

Ключевые события (дорожная карта)

Проекта на 2014-2015 гг.

п/п

Наименование мероприятия

Сроки

реализации

Ответственные

1

Областные мероприятии, конкурсы, направленные на поддержку чтения

Общие

1.1

Педагогический совет «Как воспитать у ребенка любовь к чтению?»

декабрь 2014

Администрация МБОУ СОШ

1.2.

Флеш-моб «Почитаем перед сном»

январь 201 5

Родители обучающихся

1.3.

Круглые столы и диспуты о роли книги в жизни человека, семьи, социума

декабрь 2014, январь 2015

Школьная библиотека

Семейный клуб «Горница»

1.4.

Участие в областном марафоне родительских собраний «Читающие родители - читающий ребенок»

январь 2015

Классные руководители

1.5.

Участие в областном марафоне-эстафете «50 книг, прочитанных вместе с родителями»

январь- декабрь 2015

Классные руководители

1.6.

Участие в неделе национальной литературы народов Поволжья «Вечная мудрость сказок»

февраль 2015

Сельская библиотека

1.7

Фестиваль детской и юношеской книги «Добрый мир любимых книг»

апрель 2015

Школьная библиотека

Для дошкольников:

1.8.

Организация литературных виктории для детей дошкольного возраста

ежемесячно

Школьная библиотека

1.9.

Проведение литературных утренников: «Русские народные сказки», «Наши любимые стихи» и др.

в течение года

Учителя начальных классов

1.10

Организация деятельности клуба «Книголюбы» (для детей старшего дошкольного возраста, родителей и педагогов)

2 раза в месяц

Учителя начальных классов

1.11

Организация Дня книги для дошкольников (по региональной программе «Ребёнок и весь мир»)

1 раз в месяц

Учителя начальных классов

1.12

Организация тематических выставок в уголке книги

ежемесячно

Школьная библиотека

1.13

Организация деятельности Литературной гостиной

1 раз в месяц

Школьная библиотека

1.14

Проведение консультаций для родителей, практикумов по организации детского чтения дома: «Как выбрать книгу для ребенка-дошкольника», «Малышкина книжка» и др.

в течение года

Учителя начальных классов

1.15

Презентация детских книг для родителей «Книги моей домашней библиотеки»

в течение года

Школьная библиотека

1.16

Педагогический совет «Воспитание у дошкольников любви к книге»

в течение года

Администрация МБОУ СОШ

1.17

Консультация «Организация книжного уголка в группе»

в течение года

Дошкольные

образовательные

организации

1.18

Деятельность клуба «Книголюбы» для детей, родителей и педагогов

январь 2015

Учителя начальных классов

1.19

Методические рекомендации «Организация тематических выставок в уголке книги в школе

январь 2015

Школьная библиотека

1.20

Участие в областном семинаре-консультации по теме «Эффективные механизмы введения ФГ ОС ДО: образовательная область «Развитие речи дошкольников» (ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой)

февраль 2015

Учителя начальных классов

1.21

Областной конкурс детского рисунка «Моя любимая сказка»

Май-июнь

2015

Учитель ИЗО

1.22

Акция «Читаем дома вместе с детьми»

2 квартал 2015

Классные руководители

1.23

Издание буклета «Как помочь ребенку полюбить чтение»

Август 2015

Школьная библиотека

1.24

Участие в августовской конференции «Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы»

Август 2015

Администрация МБОУ СОШ

Для учащихся:

1.25

«Час семейного чтения»

в течение года

Классные руководители

1.26

Развивающие часы чтения «Сказка по четвергам»

в течение года

Учителя начальных классов

1.27

Конкурс проектов «Читающая школа»

январь-март

2015

Классные руководители

1.28

«Моя любимая сказка» (конкурс детского рисунка для младших школьников)

март 2015

Учитель ИЗО Шамонова Н.П.

1.29

Конкурс школьных сочинений, посвященных 70- летию Победы в Великой Отечественной войне

март-апрель

2015

Учителя русского языка и литературы

1.30

Конкурс библиотечных программ «Лето с книгой»

апрель-май

2015

Сельская библиотека

1.31

Конкурс «Лучший читатель класса»

апрель-май

2015

Классные руководители

1.32

Областной конкурс чтецов стихотворений «Строки, опаленные войной», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

май 2015

Учителя русского языка и литературы

1.33

Создание на сайте школы web-странички «Воспитываем читателя»

сентябрь

2015

Ответственный за работу сайта Шамонова Н.П.

1.34

Конкурс буктрейлеров (слайд-фильмы, видеоролики и т.д.) «Книги, объединяющие поколения»

октябрь 2015

Классные руководители

1.35

Конкурс «СемьЯ и книга» (Самая читающая семья)

сентябрь- ноябрь 2015

Классные руководители

1.36

Участие в форуме «Роль художественной литературы в становлении личности XXI века»

ноябрь 2015

Школьная библиотека

2

Программы семейного и досугового чтения:

2.1.

Библиотечная программа «Читаем с мамой, читаем сами»

январь-

декабрь 2015

Школьная библиотека

2.2

Часы родительской грамотности в образовательных организациях («Как и что читать детям!», «Создание духовного климата семьи, способствующего формированию ребёнка-читателя», «Читающие родители - читающий ребёнок»)

1 раз в квартал

Учителя русского языка и литературы,

классные руководители

2.3.

Дни общения в школьной библиотеке «Я с книгой открываю мир» (в дни школьных каникул)

январь, март 2015

Школьная библиотека

2.4.

Цикл вечеров семейного чтения «Золотая книжная полка»

январь, апрель, сентябрь, декабрь 2015

Классные руководители Семейный клуб «Горница»

2.5

Программа летних чтений «Лето с библиотекой»

июнь-август

2015

Сельская библиотека

2.6.

Презентация детских книг для родителей «Книги моей домашней библиотеки»

ежемесячно

Сельская библиотека

3.

Методическое, информационное и организационное сопровождение

3.1

Обобщение опыта работы по организации семейного чтения в образовательных организациях Вадинского района

ноябрь 2015

МБОУ СОШ с.Б-Лука

3.2

Популяризация мероприятий проекта в СМИ « Школьная правда», «Вадинские вести»

в течение

года

Ученическое самоуправление «Школьная республика»,.

3.3

Размещение информации о ходе реализации проекта в сети Интернет на сайте школы

в течение года

Ответственный за работу сайта Шамонова Н.П




НОВОСТИ · Задать вопрос · Карта сайта · Контакты
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS